RU BE EN

Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции

  1. Настоящим Типовым положением определяется порядок создания и деятельности в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов (далее, если не указано иное, – государственные органы (организации) комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии).

Настоящее Типовое положение не распространяется на государственные органы, в которых в соответствии с законодательными актами созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией либо в структуре центральных аппаратов которых имеются подразделения собственной безопасности.

В случае создания комиссии по инициативе организации, не указанной в части первой настоящего пункта, комиссия в своей деятельности вправе руководствоваться требованиями настоящего Типового положения.

  1. Комиссия создается главным врачом учреждения в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является главный врач учреждения, а в случае отсутствия главного врача – лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.

Состав комиссии формируется из числа работников государственного органа (организации), в том числе курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя государственного органа (организации) – также из числа граждан и представителей юридических лиц.

  1. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе настоящим Типовым положением, а также утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности государственного органа (организации).
  2. Основными задачами комиссии являются:
    • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), а также подчиненных (входящих в систему, состав) организаций, в том числе негосударственной формы собственности (далее – подчиненные организации);
    • обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
    • своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
    • разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе (организации), подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
    • координация деятельности структурных подразделений государственного органа (организации), подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
    • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
    • рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
    • рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
    • принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
  3. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
    • участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;
    • ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций и анализирует такую информацию;
    • заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
    • взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
    • принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;
    • разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
    • разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;
    • запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции государственного органа (организации) в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;
    • вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
    • рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
    • вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
    • рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
    • осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
  4. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 дней со дня его утверждения.

Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.

  1. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
  2. Председатель комиссии:
    • несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
    • организует работу комиссии;
    • определяет место и время проведения заседаний комиссии;
    • утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях;
    • дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, при необходимости вносит в них изменения;
    • незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего Типового положения.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

  1. Член комиссии вправе:
    • вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
    • выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
    • задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    • знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
    • в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
    • осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
  2. Член комиссии обязан:
    • принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;
    • участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
    • по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
    • не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
    • выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
    • незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
    • добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.

Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1. Секретарь комиссии:
    • обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
    • ведет документацию комиссии;
    • извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
    • обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
    • обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
    • осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
  2. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
  3. 121. Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.

В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:

  • с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
  • с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
  •  состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в государственном органе (организации), подчиненных организациях;
  • с правомерностью использования имущества, выделения работникам государственного органа (организации) заемных средств;
  • с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
  • с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.

Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.

  1. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
  2. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
  3. В протоколе указываются:
    • место и время проведения заседания комиссии;
    • наименование и состав комиссии;
    • сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
    • повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
    • принятые комиссией решения;
    • сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
  4. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.

Печать