RU BE EN

Дополнения и изменения

Информация о постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 666

На основании статьи 16 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон), постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012г. № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее – постановление № 666) пунктами 10.22¹, 10.22² единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введена административная процедура - государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации), осуществляемая по заявительному принципу.

Постановление № 666 вступило в силу 27 августа 2015г.

Согласно Закону Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственная санитарно-гигиеническая экспертиза - установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из Закона, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2013г. № 1.

Согласно пункту 3.1 данного постановления, объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы является продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) по перечню, установленному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения», если иное не установлено законодательными актами.

Законом Республики Беларусь от 09.10.2014г. № 193-З «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» Республика Беларусь заявила о добросовестном выполнении своих обязательств в рамках Договора, основной целью которого является, в том числе, свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Таким образом, необходимость наличия санитарно-гигиенического заключения на продукцию, произведенную на территории государств – членов Евразийского экономического союза, целесообразно определять с учетом законодательных актов Республики Беларусь и (или) норм международных договоров, принятых в рамках формирования законодательной базы Единого экономического пространства.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза проводится в отношении продукции, на которую установлены требования гигиенической безопасности и разработаны соответствующие методики их определения.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза не проводится в отношении пищевых продуктов с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующие специальных температурных условий хранения (+6 градусов Цельсия и ниже) (ввиду того, что сроки проведения лабораторных исследований и получения санитарно-гигиенического заключения могут быть в пределах или превышать установленные сроки годности продукции), за исключением продукции, в отношении которой одним из государств – членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры; продукции, реализуемой индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю продукцией на рынках и в торговых центрах (в связи с отсутствием возможности идентификации продукции в виду отсутствия документов, подтверждающих ввоз); продукции, ввозимой субъектом хозяйствования для собственных нужд (с учетом того, что данная продукция не поступает сразу на потребительский рынок, а идет на промышленную переработку); выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования на территории Республики Беларусь; продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли; товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли и помещаемые под режим беспошлинной торговли; гуманитарная помощь.

На продукцию, ввезенную на территорию Республики Беларусь до 27 августа 2015г., требование о необходимости наличия санитарно-гигиенического заключения не распространяется.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства осуществляется до выпуска продукции в реализацию (т.е. для ввоза продукции на территорию республики представление санитарно-гигиенического заключения не требуется).

Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении продукции, прошедшей в установленном порядке государственную регистрацию на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза 021/2011, 029/2012 в период с 1 июля 2013 года до 15 февраля 2015 года (тонизирующие напитки, пищевые добавки, технологические вспомогательные средства и т.д.), а также на алкогольную продукцию, сопровождающуюся свидетельствами о государственной регистрации, оформленными до 1 июля 2013 года, не требуется.

Санитарно-гигиенические заключения на продукцию, поименованную в пункте 3.5. решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. № 880, выданные до 26 августа 2015 года включительно, действуют до окончания сроков действия.

Перечень документов, представляемых для государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства, определен пунктом 10.221 постановления № 666.

Для целей государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции принимаются протоколы лабораторных исследований (испытаний), выполненные лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, в том числе проведенных до момента вступления в силу постановления № 666, протоколы исследований продукции, ввезенной на территорию республики до даты вступления постановления № 666 в силу, оформленные после 26 августа 2015 года, при условии соответствия объема исследований и показателей безопасности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Врач-гигиенист Сапоненко Анастасия Андреевна


Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», рассмотрев обращение СООО «Волшебный остров» от 10.11.2015 г. № 1164 об условиях реализации игрушек в торговой сети, сообщает следующее.

Согласно требованиям пункта 12 Санитарных норм и правил «Требования к производству и реализации отдельных видов продукции для детей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2012 г. № 200 (далее – Санитарные нормы и правила), игрушки должны реализовываться в торговой сети и на рынках в индивидуальной упаковке; транспортировка, хранение и реализация продукции для детей (в том числе игрушек) должны осуществляться в условиях, предотвращающих загрязнение.

Вышеуказанные требования, прежде всего, установлены к условиям транспортировки, хранения и реализации, а не к упаковке продукции. Вместе с тем, зачастую торговля предъявляет претензии к производителю (поставщику) игрушек, если игрушка производится в упаковке, не предотвращающей ее от загрязнения, и проблему приходится решать торговле.

При производстве игрушки упаковываются в индивидуальную и (или) групповую упаковку. Вид упаковки не регламентируется. Материалы для изготовления упаковки должны отвечать требованиям безопасности согласно ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».

Справочно.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798 (далее – ТР ТС 008/2011) (статья 4, пункт 4), игрушка должна иметь индивидуальную (то есть потребительскую) и (или) групповую упаковку.

Согласно Санитарным нормам и правилам (пункт 11) требования к упаковке, транспортировке и хранению отдельных видов продукции для детей устанавливаются в технических нормативных правовых актах на конкретный вид продукции. Таким документом применительно для игрушек в Республике Беларусь является СТБ 953-94 «Игрушки. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», согласно которому допускается упаковка отдельных игрушек в групповую тару без предварительного упаковывания в индивидуальную, за исключением игрушек, контактирующих со ртом ребенка (типа духовых музыкальных инструментов), а в качестве упаковки может использоваться картон, бумага, полимерная пленка и другое.

Исходя из вышеуказанного по поставленным в обращении вопросам сообщаем следующее:

при наличии документов, подтверждающих соответствие игрушек ТР ТС 008/2011, не запрещается реализация в торговой сети игрушек в индивидуальной промышленной упаковке, в том числе в указанных в обращении картонной коробке с открытым окном (мягконабивные игрушки), картонном держателе и полимерной сетке (пластмассовые игрушки); выбор упаковки должен определяться производителем с учетом вида игрушки, ее габаритов, простоты (сложности) способов обработки (полимерная сетка, картонная коробка открытая или закрытая, блистерная упаковка и другие). Предпочтительно, чтобы упаковка мягконабивной игрушки предотвращала ее от загрязнения не только при транспортировке и хранении, но и при реализации;  отельные виды игрушек (к примеру небольших размеров) могут храниться в торговой сети в групповой упаковке , что не противоречит требованиям ТР ТС 008/2011. Однако такие игрушки также должны отпускаться потребителю в индивидуальной упаковке с информацией об использовании; для возможности изучения характеристик, потребительских свойств, выбора игрушки допускается выкладка в витринах, демонстрационных залах (торговых местах) демонстрационных образцов игрушек , в том числе мягконабивных, с учетом вида и артикула игрушки, без индивидуальной и (или) групповой упаковки. При этом потребитель должен быть проинформирован, что игрушки являются демонстрационными образцами.

Прошу главных врачей областных ЦГЭ и ОЗ, Минского горЦГЭ довести данное письмо до сведения главных врачей территориальных ЦГЭ.

Главный врач В.В Гринь

Главный санитарный врач страны Постановление правительства № 666, которое предусматривает обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства, принято в качестве временной меры, а список импортных товаров, подлежащих экспертизе, уже сокращен. Об этом 16 сентября заявил заместитель министра — главный государственный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский.

Список не закрыт

Постановление вступило в силу 27 августа и практически сразу же  парализовало работу  многих импортеров, так как документ не содержал ни перечня подлежащих экспертизе товаров, ни самого механизма экспертизы. Импортеры не знали, какие товары и куда им нести на экспертизу, а лаборатории — что с этими товарами делать. Соответствующий перечень был опубликован только 10 сентября, а менее чем через неделю в него уже внесены изменения и уточнения. Из перечня, в частности, удалены мебель, кухонные бытовые электроприборы, холодильники и морозильники, а также канцелярские принадлежности для школьников. 

По словам Игоря Гаевского, этот перечень «достаточно небольшой, но открытый» и со временем может быть как расширен, так и сокращен.«Никто не хочет переконтроля, — сказал главный государственный санитарный врач. — Но мы не оставим в покое тех, чей товар не попал в перечень». Гаевский пояснил, что если появятся негативные отклики на качество какой-либо продукции, то она может оказаться в перечне товаров, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе.
«Если еще какой-то товар попадет в этот перечень, мы расскажем, почему. Может быть вариант, что из перечня исключат какие-то товары», — сказал замминистра. Это возможно, если в той или иной группе товаров. не будет примеров торговли продукцией несоответствующего качества. 

Перекрытая лазейка

Игорь Гаевский отметил, что постановление № 666 «вызвало определенный общественный резонанс», хотя, по его мнению, «ничего необычного не произошло». Замминистра  считает , что постановление № 666 «всколыхнуло тех, у кого что-то в пушку».
Главный государственный санитарный врач пояснил, что право декларировать соответствие услуги или товара действующему законодательству Таможенного союза «некоторыми субъектами»было воспринято «как лазейка для покупки товара непонятного происхождения». В результате в стране выросло количество контрафактного товара: «Люди стали страдать и возмущаться тем, что товар, который они покупают с документами, не соответствует требованиям качества. Сколько можно уговаривать людей работать в правовом поле? Правительство наблюдало и надеялось, что субъекты хозяйствования в конце концов будут выполнять то, что должны выполнять. Наверное, терпение закончилось у правительства». 
Гаевский подчеркнул, что постановление № 666 принято для защиты потребителя: «Покупатель должен знать, что мы на его стороне. Мы хотим, чтобы товар и его поступление были прозрачными и прослеживаемыми». 

Импорт — в лидерах по «нестандарту»

По данным санслужбы, из всего объема выявленного за истекший период «нестандарта» 80% пришлось на импортный товар. Проверки проводились выборочно среди различных групп товаров, «не различали отечественные и импортные товары». 
Как рассказала заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья  Анжела Скуранович , с начала 2015 года в ходе лабораторных исследований было выявлено 610 несоответствующих проб, из них 490 импортной продукции. Это при том, что не каждая проверка проводится с отбором проб.
Анжела Скуранович пояснила, что чаще всего речь идет о продовольственной группе товаров, например, кондитерских изделиях. Одним из распространенных нарушений является содержание в продукции незадекларированных консервантов. В сухофруктах выявляется плесень, дрожжи. Забраковано «очень много молочной продукции по микробиологическим показателям». Браковались также пиво, макароны, чипсы.Среди стран-производителей, чья продукция была забракована, специалист назвала Литву, Украину, Польшу, Турцию.
Всего за истекший период 2015 года санслужба забраковала 170 тонн пищевой продукции (из них 60 тонн зарубежного производства). Изъято из продажи около 12,5 тысячи непродовольственных партий товаров. 

Санслужба обещает работать без проволочек

Вместе с тем Республиканская конфедерация предпринимательства (РКП) просит  Александра Лукашенко   приостановить действие постановления правительства № 666. Соответствующее письмо на имя главы государства направлено 4 сентября.
По мнению представителей бизнеса, новые условия чрезвычайно усложняют работу с импортом товаров в Беларусь. В письме РКП отмечается, что потребуется не менее месяца для подготовки соответствующих документов и получения заключения на соответствие по товарам, которые ввезены с 28 августа, но которые нельзя реализовывать из-за того, что они не прошли экспертизу.
Однако, как сообщила Анжела Скуранович, с момента вступления в силу постановления правительства № 666 санслужба уже выдала 300 санитарно-гигиенических заключений. С начала года выдано 1283 гигиенических заключения.Игорь Гаевский отметил, что не всем импортерам необходимо проходить экспертизу. Если товар имеет соответствующую документацию страны происхождения, с ней необходимо прийти в центры гигиены и эпидемиологии, чтобы специалисты оценили пакет документов и выдали заключение.
По словам главного санитарно врача Беларуси, выдача сертификатов будет проходить «в максимально сжатые сроки — от двух до четырех рабочих дней». Лабораторное исследование займет больше времени: товаров пищевой группы — от 5 до 11 дней, одежды — до 14 дней, на токсикологические исследования потребуется три недели. При этом Игорь Гаевский отметил, что «токсикология не будет использоваться сплошь и рядом».
Главный санитарный врач страны ставит перед подчиненными задачу проводить исследования и выдавать сертификаты без проволочек. Если же такое будет случаться, а также для прояснения тех или иных вопросов, связанных с постановлением № 666, Гаевский призвал обращаться на горячие телефонные линии, номера которых можно узнать на сайтах соответствующих ведомств.
В случае нарушений сроков рассмотрения документации, волокиты, «реакция будет молниеносной», предупредил Гаевский работников санслужбы. «Если кто-то не понимает, что должен продлить рабочий день, выйти на работу в субботу и воскресенье, можем помочь», — сказал Гаевский.
Стоимость экспертизы не будет превышать 300 тысяч рублей, а средняя цена за выдачу санитарно-гигиенического заключения составит 130 тысяч рублей. 

Дефицита не будет?

Санслужба не опасается, что из-за ужесточения контрольных мероприятий в Беларуси возникнет дефицит тех либо иных импортных товаров.«Импортный товар вернется на полки, когда добросовестные поставщики поймут, что им нечего бояться», — заявил Игорь Гаевский. По его мнению, наблюдающееся сейчас сокращение номенклатуры некоторых видов импортных товаров отражает«спекулятивные настроения» отдельных субъектов хозяйствования, а «добросовестным поставщикам, продукция которых соответствует требованиям качества, нечего бояться. Им достаточно принести пакет документов в санслужбу и при необходимости пройти лабораторный контроль». Гаевский подчеркнул, что санслужба готова идти навстречу, и, «если все в порядке с документами, через сутки выдать сертификат, особенно, если «горит».
Важно, сказал он, чтобы поставщики «перестали занимать выжидательную позицию» и обращались к специалистам: «У меня есть право в случае, если нет белорусской аккредитованной лаборатории, а есть заключение европейской лаборатории, признать ее результаты. Мы быстро оформим товар».

Печать