Цели устойчивого развития Беларуси
Цели устойчивого развития
Для обеспечения адекватного ответа на угрозы формирования опасных условий для жизнедеятельности людей и преобладание потребительского направления социально-экономического развития, 193 государства на Генеральной Ассамблее ООН 25 сентября 2015 года приняли Резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка-2030), которая определила на ближайшие 15 лет глобальную стратегию и Цели устойчивого развития (ЦУР). Основу Повестки-2030 составляют пять основных компонентов: люди, процветание, планета, партнерство и мир. 17 ЦУР и 169 подчиненных им задач направлены на обеспечение равномерного прогресса в трех основных аспектах устойчивого развития: экономического роста, социальной интеграции и охраны окружающей среды. Также определена необходимость отслеживания решения поставленных задач при помощи глобальных и национальных показателей.
В 2015 году Республика Беларусь приняла обязательства по достижению ЦУР в рамках Повестки-2030 (обеспечение поступательного экономического роста, углубления социальной интеграции, внедрения новых экологических инициатив) и предпринимает усилия по их реализации на глобальном, национальном и региональном уровнях.
Минская декларация «Охват всех этапов жизни в контексте положений политики Здоровье-2020». Государства-члены Европейского региона, собравшиеся 21–22 октября 2015 г. в Минске (Беларусь) на Европейской министерской конференции ВОЗ «Охват всех этапов жизни в контексте положений политики Здоровье-2020», единодушно признали принцип охвата всех этапов жизни важнейшим шагом в реализации политики Здоровье-2020 и целей и задач, стоящих на Повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Принятый принцип охвата всех этапов жизни состоит из следующих компонентов: действовать как можно раньше; действовать надлежащим образом по отношению к переходным этапам жизни; действовать сообща, силами всего общества.
Архитектура управления процессом достижения ЦУР в Республике Беларусь.
В целях формирования четкого механизма реализации Повестки - 2030 и осуществления общей координации деятельности Республики Беларусь по достижению ЦУР, Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 года № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития» учрежден институт Национального координатора по достижению ЦУР. 17 июня 2024 года Национальным координатором по достижению Целей устойчивого развития назначен заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергей Хоменко. Национальный координатор организует рассмотрение различных аспектов достижения ЦУР, вносит рекомендации по совершенствованию этого процесса, проводит мероприятия по продвижению ЦУР и ежегодно докладывает Президенту о прогрессе их достижения; представляет Республику Беларусь на международном уровне.
Под руководством Национального координатора сформирован Совет по устойчивому развитию, в состав которого входят заместители руководителей государственных органов и иных организаций, ответственных за реализацию ЦУР. От Министерства здравоохранения Республики Беларусь в состав Совета входит заместитель Министра – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь. В рамках Совета по устойчивому развитию сформированы 5 межсекторальных групп: по экономике, экологии, социальным вопросам, образованию, мониторингу и оценке достижения ЦУР. К работе Совета по устойчивому развитию привлекаются представители деловых кругов, общественных объединений и международных организаций. Состав участников каждого заседания определяет Национальный координатор по достижению ЦУР, исходя из рассматриваемых вопросов. Решениями Президиума Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в марте 2020 года создана Группа Национального собрания Республики Беларусь по достижению Республикой Беларусь ЦУР (Парламентская группа устойчивого развития).
Для организации работы по достижению ЦУР в регионах и содействия их сбалансированному развитию созданы Региональные группы устойчивого развития, которые возглавляют члены Совета по устойчивому развитию – заместители председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов. В Гомельской области организационно-методологическое обеспечение деятельности региональной группы по устойчивому развитию Гомельской области и секторальных групп в ее составе (по экономическим, экологическим и социальным вопросам) осуществляет комитет экономики Гомельского облисполкома. Руководителем региональной группы является заместитель председателя Гомельского облисполкома, курирующий вопросы экономики и экономической реформы, внешнеэкономической и банковской деятельности, налоговой и финансовой политики, топливно-энергетического комплекса, энергосбережения, статистического анализа, ценообразования, развития промышленности. Главный государственный санитарный врач Гомельской области включен в состав секторальной группы по экологическим вопросам, заместитель начальника главного управления по здравоохранению Гомельского облисполкома – в состав секторальной группы по социальным вопросам.
Региональная группа по устойчивому развитию работает с горрайисполкомами по вопросам достижения показателей ЦУР. На уровне административных территорий результаты мониторинга показателей ЦУР рассматриваются группами по устойчивому развитию при горрайисполкомах или территориальными межведомственными комиссиями/советами по формированию здорового образа жизни, профилактике ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний и достижению ЦУР на административной территории.
Для повышения визуальной осведомленности общественности об устойчивом развитии для 17 ЦУР были разработаны национальные версии созданных ООН значков ЦУР и логотипа ЦУР.
Основные стратегические документы по достижению ЦУР в Республике Беларусь.
Беларусь от 2 мая 2017 года № 10 одобрена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030), которой определены цели, этапы и направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: человека (социальный компонент), конкурентоспособной экономики (экономический) и качества окружающей среды (экологический). Система, изложенная в НСУР-2030, является основой для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития республики на средне- и краткосрочную перспективы.
В 2018 году с помощью международных экспертов была разработана Дорожная карта по реализации ЦУР в Республике Беларусь, в которой представлены:
выработка национальной стратегии устойчивого развития;
четыре платформы ускорения реализации ЦУР: «зеленый» переход к инклюзивному и устойчивому росту; ориентация на будущие поколения; цифровые трансформации и социальные инновации; гендерное равенство в обществе;
национализация ЦУР – включение ЦУР в государственные стратегии, программы и планы. Задачи и показатели ЦУР были включены в государственные и национальные программы и планы действий, разработанные на 2021-2025 годы. В текстах документов отражены ЦУР и задачи по их достижению, в приложениях - сведения о сопоставимости сводных целевых и целевых показателей с индикаторами достижения ЦУР;
локализация ЦУР – многие мероприятия должны разрабатываться и формулироваться на региональном и местном уровнях (по принципу «никого не оставить в стороне»);
связи в рамках ЦУР – межсекторальная координация;
финансирование ЦУР;
мониторинг и отчетность по достижению ЦУР.
Протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3 утверждена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (НСУР-2035).
В НСУР-2035 представлены цели, задачи, инструменты и механизмы реализации основных стратегических направлений, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Беларусь в контексте социального, экономического и экологического компонентов с учетом прогресса, достигнутого в реализации ЦУР:
создание на государственном уровне дополнительных инструментов для достижения ЦУР (стратегии и планы развития);
подготовка любого нормативного правового акта должна осуществляться с учетом соответствия ЦУР (обеспечение принципа социально-экономической обусловленности);
особое внимание в рамках работы по достижению ЦУР необходимо уделять устойчивому развитию всех территориальных единиц республики (регионов), целью является равенство возможностей и стандартов жизни для населения вне зависимости от региона страны и места проживания.
НСУР-2035 при анализе достигнутого прогресса Беларуси представлены ключевые вызовы для устойчивого развития: демографические проблемы (старение населения и снижение показателя рождаемости, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, миграционный отток молодежи); низкая производительность труда; сохранение актуальности экологических проблем (деградация земель и химическое загрязнение почвы, загрязнение значительной территории радионуклидами, загрязнение атмосферного воздуха крупных городов и водных ресурсов, необходимость уменьшения объемов образования отходов производства и жизнедеятельности населения и вовлечения их в экономический оборот. Среди актуальных трендов глобального развития, внешних вызовов и рисков - усиление геополитической неопределенности и региональной нестабильности, негативное влияние пандемии COVID-19.
НСУР-2035 установлены следующие приоритеты устойчивого развития: устойчивое развитие института семьи и качественный рост человеческого потенциала; производительная занятость и достойные доходы населения; цифровая трансформация экономики и широкомасштабное распространение инноваций; создание развитой бизнес-среды и устойчивой инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности, переход к рациональным моделям производства и потребления (циркулярной экономике).
19 июня 2024 года на втором Национальном форуме по устойчивому развитию представлены ключевые приоритеты концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года (НСУР-2040) – адаптация 17 ЦУР к национальным интересам, приоритеты национальной безопасности (демографический, продовольственный, технологический, экологический).
Для мониторинга реализации ЦУР Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее - Белстат) разработана Дорожная карта Национального статистического комитета Республики Беларусь по разработке статистики по Целям устойчивого развития, которая определяет меры, связанные с предоставлением информации, сотрудничеством, представлением отчетности и распространением статистики по показателям ЦУР, и пересматривается с учетом проводимой работы (обновлена в 2023 году).
Белстат является Национальным координационным центром для мониторинга достижения ЦУР. На официальном сайте Белстата размещены Национальная платформа представления отчетности по показателям ЦУР (показатели для республики и областей) и Платформа региональных данных по устойчивому развитию (показатели для областей и районов).
Для каждого показателя разработан паспорт с указанием наименования, производителя, источников данных, порядка расчета, единиц измерения и сроков формирования данных.
Отражение задач ЦУР в положениях действующих Государственных программ и планов.
В соответствии с Дорожной картой по реализации ЦУР проведена имплементация задач и показателей ЦУР в государственные и национальные программы и планы действий, разработанные на 2012-2025 годы. В текстах документов отражены ЦУР и задачи по их достижению, в приложениях - сведения о сопоставимости сводных целевых и целевых показателей с индикаторами достижения ЦУР.
В приложении к Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы представлены сведения о сопоставимости сводного целевого и целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Цели 3 «Хорошее здоровье и благополучие».
Сводные целевые показатели Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021–2025 годы сопоставимы с показателями Цели 6 «Чистая вода и санитария», Цели 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», Цели 12 «Ответственное потребление и производство».
Основные сведения о ЦУР, архитектура управления, руководства, стратегические и программные документы, логотипы ЦУР представлены на сайте «Цели устойчивого развития в Беларуси».
Статистика показателей ЦУР представлена на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь:
Национальная платформа представления отчетности по показателям ЦУР
https://sdgplatform.belstat.gov.by/
Платформа региональных данных по устойчивому развитию
https://sdgregions.belstat.gov.by/?regionId=all
Мониторинг достижения показателей ЦУР.
Достижение ЦУР в области здоровья – важная часть эффективной социальной политики государства на основе реализации комплексного подхода, скоординированных действий всех национальных партнеров в экономической, социальной и природоохранной сферах.
Координация деятельности Министерства здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) по управлению достижением показателей ЦУР возложена на Методический совет по мониторингу и оценке устойчивости развития во главе с заместителем Министра – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь.
В соответствие с пунктом 5 протокола совещания Совета по устойчивому развитию от 14.12.2020 № 5 Минздрав определен ответственным за реализацию 33 национальных показателей из ЦУР № 2 «Ликвидация голода» и № 3 «Хорошее здоровье и благополучие». При этом ответственность за формирование (расчет) и предоставление в «Национальную платформу представления отчетности по достижению Целей устойчивого развития Республики Беларусь» возложена: на Минздрав – по 20 показателям (из них по 1 в качестве соисполнителя); на другие министерства и ведомства – по 13 показателям.
Среди направлений деятельности учреждений государственного санитарного надзора – обеспечение устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участие в реализации государственной политики по оздоровлению среды жизнедеятельности, профилактике болезней и формированию здорового образа жизни населения. Одной из задач является мониторинг достижения показателей Целей устойчивого развития в области здоровья населения и качества окружающей среды, в том числе:
3.3.1: «Число новых заражений ВИЧ на 1 000 неинфицированных в разбивке по полу и возрасту»;
3.3.3: «Заболеваемость малярией на 1 000 человек»;
3.3.4: «Заболеваемость гепатитом В на 100 000 человек»;
3.3.5 Число людей, нуждающихся в лечении от «забытых» тропических болезней;
3.9.1: «Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха»;
3.9.2: «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех»;
3.а.1.1. Распространенность употребления табака лицами в возрасте 16 лет и старше (процент);
3.b.1: «Доля целевой группы населения, охваченная иммунизацией всеми вакцинами, включенными в национальные программы»;
3.d.1: «Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения»;
3.d.2. Процентная доля инфекций кровотока, вызываемых отдельными организмами, устойчивыми к противомикробным препаратам;
6.1.1. Доля населения, пользующегося услугами водоснабжения, организованного с соблюдением требований безопасности (процент);
6.2.1.1. Доля населения, использующего организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии, включая устройства для мытья рук с мылом и водой (процент);
6.3.1. Доля отведенных сточных вод, нормативно-очищенных на сооружениях очистки, в общем объеме нормативно-очищенных на сооружениях очистки и недостаточно очищенных сточных вод (процент);
6.а.1 Объем официальной помощи в целях развития, выделенной на водоснабжение и санитарию в рамках координируемой государственной программы расходов;
6.b.1: «Доля местных административных единиц, в которых действуют правила и процедуры участия граждан в управлении водными ресурсами и санитарией»;
11.6.2.1: «Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц (класса РМ10) в атмосфере отдельных городов (в пересчете на численность населения)»;
7.1.2: «Доступ к чистым источникам энергии и технологиям в быту».
Модель устойчивого развития территории в области здоровья интегрирует три составляющие:
достижение медико-демографической устойчивости территории;
реализация государственной политики по оздоровлению среды обитания, профилактике болезней и формированию у населения здорового образа жизни;
обеспечение устойчивости системы здравоохранения.